3 Июнь 2016, 07:38
С 1911 до 1917 года Даша́ Доржо́ Итигэ́лов (1852-1927) был главой буддистов в Восточной Сибири и носил титул XII Панди́то Хамбо́ ла́ма. 15 июня 1927 года он в присутствии своих учеников сел в позу лотоса, дал им свои последние наставления, а затем попросил их читать ради него специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого Учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов перешел в другой мир. Согласно завещанию его тело поместили в кедровый короб (бумхан). 10 сентября 2002, Пандито Хамбо Лама ХХIV Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (экспертов-криминалистов) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан. Наружный осмотр Хамбо Ламы был проведен 11 сентября, с актом осмотра можно познакомиться в приложении в конце статьи.В конце 2004 года проведен совместный с Российским государственным гуманитарным университетом проект по биохимическому исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава России, доктор медицинских наук, заведующий отделом идентификации личности В.Н. Звягин. Спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека: тело Итигэлова (включая даже глаза) соответствует всем параметрам тела живого человека. Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Однако, анализ кожи показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы.
Согласно сообщению академика РАН Сергея Курсакина, учеными была зафиксирована деятельность гипоталамуса Итигэлова, а также частоты электромагнитных колебаний, исходящих из тела Ламы. Курсакин добавил, что «в теле Хамбо Ламы также сохранилась кровь! Правда, она из жидкой стала желеобразной».
Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. Результаты исследований были обнародованы 1 декабря 2004 года через агентство «Интерфакс» профессором Г.Г. Ершовой, а также 21 декабря 2004 года в РИА «Новости» профессором В.Н. Звягиным, директором Института Итигэлова Я.Д. Васильевой, и представителем Института Итигэлова в Москве Артуром Мункуевым. «Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет. Часто можно услышать, что, дескать, в Тибете чуть ли не каждый второй впадает в подобное состояние и находится в нем тысячи лет. Однако ученые до сих пор ни одного подобного случая не знают. Те ламы, которых можно увидеть в Тибете и Юго-Восточной Азии, не только не напоминают живых, но даже покрыты лаком и позолотой. В Улан-Удэ мы столкнулись с исключительным случаем», — заявила исследовательская группа на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс».
На 1-й международной конференции «Глобальный Феномен XII Хамбо Ламы Итигэлова и проблема бессмертия» в 2006 году профессор, академик РАЕН, доктор технических наук университета «Дубна» Борис Большаков сообщил о результатах научных исследований, проведенных с использованием методов инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. Ученые вновь засвидетельствовали, что структура белка тела Итигэлова соответствовала структуре белка живого человека. Таким образом, было еще раз официально подтверждено, что спустя 80 лет после смерти Итигэлова, все жизненные функции клеток его тела оставались активными, а ядра клеток – живыми и неповрежденными.
Б.Большаков также отметил, что хотя летом жара в Бурятии достигает 40 градусов и никаких холодильных установок в этом «примитивном саркофаге» нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению.
XII Пандита Хамбо Лама Даши Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.
По мнению авторов статьи 2008 года одним из глобальных вызовов 21-го века в области исследования человека является вопрос о том как и каким образом в мозгу возникает мыслительная деятельность. Объективное исследование феноменов необычных состояний материи человека бесспорно даст новые знания для ответа на один из важнейших вопросов – что такое сознание?
Будущие исследователи феномена жизни безусловно будут признательны великому Ламе, щедро внесшему вклад в науки о жизни. Убедительно показав существование необычных и даже особых условий и процессов в живых тканях, он дал нам возможность прикоснуться к недоступным ранее состояниям и изучать их природу. Мы уверены, что будущие исследования феномена XII Пандита Хамбо Лама Даши Доржо Итигэлова дадут мощный рост нашего знания о жизни, человеке и сознании.
При подготовке статьи были использованы материалы из следующих источников:
1. Янжима Васильева (директор Института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова) Возвращение Итигэлова
2. Нетленный Хамбо Лама Итигэлов
3. Подборка материалов с сайта Йоганагры «Тело великого ламы осталось нетленным»
4. Сайт Института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова
Дополнение.
Интересно отметить, что Хамбо Лама Итигэлов отличался редким человеколюбием и состраданием. В частности, после начала Первой мировой войны он активно занимался сбором средств для помощи фронту. В 1915 году был награждён высшей государственной наградой Монголии — Орденом Драгоценного жезла, а в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени.
Приложение
Акт наружного осмотра эксгумированного трупа, проведенного в помещении Иволгинского дацана.
Осмотр эксгумированного трупа производился 11.09.02 г. в одном из помещений Иволгинского дацана при смешанном искусственном и естественном освещении, по просьбе и в присутствии его служителей.
Осмотру подлежал деревянный короб, в котором находился труп покойного, сам труп и другое содержимое.
Короб из струганных и окантованных досок хвойных пород дерева (кедр?), светло-желтого цвета, состоит из дощатого основания, двух съемных четырехсторонних боковин и крышки. Доски сухие, без признаков гниения, растрескивания и рассыхания. Крепление досок между собой с использованием фигурных пазов и металлических гвоздей. При снятии крышки и двух съемных боковин установлено следующее: на основании, окантованном четырьмя обрезными досками имеется спинка, обшитая шелковой тканью с рисунком в виде орнамента кремового и коричневого цветов. В спинке имеются прорези, через которые продернуты шелковые тесемки. На данном основании находится труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены. Предплечья рук лежат на бедрах. Голени в области голеностопных суставов и кисти рук перевязаны шелковыми тесемками. Спина трупа прислонена к спинке основания, голова трупа, туловище фиксированы к спинке посредством шелковых тесемок. Голова трупа обмотана кусками тонкой шелковой ткани. На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета. Ткань халата, обшивка спинки основания сухие, без признаков гниения. Прочность, окраска тканей сохранена. Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись. Между телом трупа и стенками короба находилось сыпучее, мелкокристаллическое вещество серо-белого цвета без запаха, более спрессованное в нижних отделах ящика. Труп был извлечен из короба и помещен на деревянный постамент, одежда снята. Произведен туалет кожных покровов посредством обметания волосяными кистями. При этом установлено следующее: кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено.
Д.А. Горин, заведующий танатологическим отделом РБСМЭ;
И.А. Вологдин, заведующий отделением медицинской криминалистики РБСМЭ;
3.М. Мандарханов, врач, судебно-медицинский эксперт
Публикацию подготовили: Бунтин Дмитрий, Макаров Александр, Микерин Сергей.
Работа по исследованию посмертных состояний тела развивается. Недавняя работа по изучению активности генов в клетках умершего организма показала, что, несмотря на нарушение системных функций (дыхание, питание, например), в клетках организма остается достаточно энергии для того, чтобы активировать гены, вовлеченные в воспалительные процессы, а также отвечающие за эмбриональное развитие. Общая активность генов, происходящая на фоне безвозвратного распада механизмов ДНК, продолжается до 48 часов. Обзор работы на русском.
Результаты исследований дают новые знания, полезные при трансплантации органов, и имеют большое значение для судебной экспертизы. Кроме того,
“Исследование вновь поднимает важный вопрос: что же такое смерть? На данный момент она определяется как прекращение сердцебиения, активности центральной нервной системы и дыхания. Если гены остаются активными 48 часов после смерти, может ли человек считаться мертвым? Ноубл считает, что новые открытия могут четче обозначить границу между жизнью и смертью с точки зрения биологии.”
Как было отмечено в статье, пример, подвижнически представленный Итигэловым, касается проблемы исследования экстремальных возможностей человека.
Прекрасный обзор на канале Пушка https://youtu.be/FjOmp2_9dfU рассказывает о случае восстановления без последствий для тканей и, особенно, мозга после почти часовой клинической смерти Криса Лимана, сотрудника команды подводных ремонтных работ. Случай впоследствии был тщательно изучен S. Dreyer, A. Deussen, D. Berndt and J. D. Schipke, опубликовавшими результаты в статье журнала MDPI Healthcare (https://www.mdpi.com/2227-9032/10/3/453/pdf). Особыми условиями, давшими шанс Крису, оказались низкая температура среды и сильное насыщение тканей кислородом, что входит в технологию длительных глубоководных работ.
В обзоре, кстати, сообщается о создании внуком Ж. Ив Кусто, сети глубоководных исследовательских лабораторий постоянного присутствия — фактически сети подводных поселений. Такая сеть научных лабораторий безусловно будет набирать новый научный опыт в области предельных возможностей человека, востребованным не только в глубоководных работах, в космической орбитальной работе и миссиях на другие планеты, но и, в первую очередь, для более глубокого понимания природы человека.
Недавнее интервью с Янжимой Васильевой директором НУ Институт Итигэлова https://youtu.be/5WXiBCv3I0U дает интересные новые сведения. Так, например, в процессе общения с российскими учеными выяснилась необходимость терминологической коррекции. Термин «нетленное тело» некорректно применять к случаю Итигэлова, т.к. в православной традиции этим обозначаются мощи — уже мертвые хоть и не разлагающиеся останки. Состояние тела Итигэлова ученые однозначно относят к новом типу, не встречавшемуся ранее. Судмедэкспертизе известно три состояния тела после смерти: мумификация (сухие останки), торфяное дубление и жиро-восковое состояние. Случай тела Итигэлова — никогда не был описан, его состояние относят к четвертому. Предложено называть его, вслед за бурятским термином, «драгоценным неиссякающим телом».
По поводу введения проблематики Итигэлова в научный оборот Я. Васильева замечает о методологической проблеме: фактически сотрудники Института Итигэлова и другие ученые остаются наблюдателями, фиксирующими явления. Ничего ни одни, ни другие объяснить не могут. А от учёных ведь ждут объяснений — вот и затухает интерес к исследованиям. Остается неизвестным как тело набирает влагу, как ее сбрасывает. Почему все это время остается в вертикальном (сидячем) положении? Почему и каким образом средняя температура в обычном состоянии гуляет от 18 до 22 градусов, а в период посещения людьми с обращениями к Итигэлову, она поднимается до 36?
Нужно считать, что пока не можем ничего объяснить. Материя жизни — тонкая, и в научный подход в этом отношении оказывается в условиях, близких к началу века просвещения, когда на начальных этапах становления научного метода, только тщательные наблюдения и составили фундамент будущих теорий.