Тукдам — медитация после смерти. Часть 3: буддийские представления о процессе смерти

Данная статья есть продолжение статей [1] и [2], посвященных исследованию феномена тукдам.

С точки зрения буддизма, есть различные уровни сознания: грубые, тонкие и наитончайшие. Грубый ум, или сознание включает шесть видов сознания, связанных с органами чувств (сознание, связанное со зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и ментальное сознание), и восемьдесят инстинктивных концепций [3]. Шесть видов сознания, связанных с органами чувств, растворяются на первых четырех стадиях умирания, а восемьдесят концепций — на пятой стадии, после чего проявляется белое видение. На шестой стадии растворяется белое видение и появляется красное. На седьмой стадии растворяется красное видение, и появляется видение темноты. Белое, красное и черное видение составляют тонкий уровень сознания.Наконец, на восьмой стадии черное видение растворяется, и наступает стадия самого тонкого ума ясного света. Это самый тонкий и чистый уровень нашего ума, или сознания. Опытные созерцатели способны задействовать ум ясного света в медитации, достичь реализации абсолютной Истины и даже обрести Просветление. Вот почему созерцатели не боятся смерти и даже с нетерпением ждут ее, словно приближения праздника [3].

Тукдам – это тибетский термин, первый слог, «тук», представляет собой уважительное название ума [4]. У второго, «дам», много разных значений: священный, святой. В совокупности получаем «священный, или святой ум». Речь идет о наитончайшем сознании, в основном, проявляющемся в момент смерти. Но оно может проявляться и в другие моменты жизни: когда мы чихаем или кашляем, например. Но обычно в такие моменты мы не способны его распознать. Природа этого наитончайшего сознания – глубокое блаженство. Так, если мы чихаем, то после этого испытываем огромное облегчение, чувствуем себя хорошо. Но это – всего лишь верхушка айсберга [4].

В полной мере наитончайшее сознание открывается опытному созерцателю, который много медитировал при жизни. Ему удается распознать и удержать проявляющееся в процессе умирания переживание так называемого «ясного света», которое на тибетском языке обозначается словом «восер» [4].
Если йогин пребывает в состоянии «тукдам» (уже после того, как врачи уже зафиксировали факт его смерти), то его тело не разлагается, не теряет пластичность, кожа сохраняет свежесть. Те люди, которые окружают такого человека, тоже испытывают счастье [4].

Если человек способен пребывать в таком состоянии больше трех недель, – а это случается редко, – то его тело постепенно сжимается, и в конце концов все, что остается от него, – это волосы, ногти, одежда… Обычно в этом случае все, кто жил рядом, видят радуги, которые светятся на небосводе на протяжении нескольких дней. Человек, который вот так уходит из жизни, смог преобразовать грубые энергии в тонкие. Он обрел «радужное» тело, подобное иллюзорному. Десять лет назад в провинции Кам в Тибете был зафиксирован такой случай. Это высшее состояние – приближенное к состоянию Будды. Если созерцатель сумеет и дальше удерживать это медитативное состояние, он сможет стать Буддой. Достигая таких высоких духовных свершений, созерцатель тем самым приносит пользу другим, и все окружающие чувствуют глубокую радость [4].

 

Сравнение этапов процесса смерти в современной медицине и в буддизме

Совпадающие моменты выделены в колонках однообразно в рамках одних и тех же строк.

Современная медицина [2] Буддизм [5]
Предагония. Необязательная стадия, может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. На ней происходит нарушение деятельности центральной нервной системы в виде резкой заторможенности, возникают расстройства в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Дыхание становится поверхностным, затрудненным, не регулярным, возможно более частым, проявляются патологические типы дыханий. Возникает кислородное голодание в тканях (синюшность) и органах. Систолическое (верхнее) артериальное давление снижается, пульс может быть или замедленным, или учащенным. Сознание спутанное, проявляется общая заторможенность и равнодушие к происходящему. 1. Элемент земли растворяется; появляется видение миража.
Элемент земли — это качество твердости в нашем теле. Когда он растворяется, ваше тело теряет силу, становится тоньше и слабее, и вы чувствуете упадок сил. Вам может показаться, что вы падаете или проваливаетесь сквозь землю, стать трудно сидеть прямо или держать что-либо. Цвет вашего тела блекнет, а щеки становятся впалыми. Кроме того, зрение становится неясным; вам трудно открывать и закрывать глаза. Таковы внешние знаки первого этапа процесса смерти. Внутренний знак — это видение мерцающего серебристо-синего миража.
Терминальная пауза начинается с внезапной полной остановки дыхания, которая продолжается от нескольких секунд до 3-4 минут. Происходит резкое угнетение деятельности сердца, прекращение биоэлектрической активности головного мозга.

Агония. Начинается с вдоха или серии коротких вдохов. Происходит постепенное отключение контролирующих центров для сенсорной и двигательной активности тела, которые находятся в большом мозге, меняется внешний вид человека. Вместо них включаются менее совершенные нервные центры продолговатого мозга. Поэтому происходит кратковременное усиления дыхания и кровообращения. Человеку может вернуться на некоторое время сознание. Происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
Из органов чувств угасают раньше всего обоняние и вкус, потом—зрение, и лишь позднее — слух [7].

2. Элемент воды растворяется; появляется видение дыма.
Элемент воды охватывает все жидкости в теле, а также качество сцепления — то, что соединяет отдельные части воедино. Когда этот элемент растворяется, вы начинаете ощущать сухость в глазах, во рту и в горле. Становится трудно двигать языком. Ослабевают приятные и неприятные ощущения в теле. Ослабевает слух; исчезает звон в ушах. Ваш ум может затуманиться, ощутить расстройство или стать нервозным. Вы переживаете внутреннее видение дымки с вихрящимися клубами дыма.
Жидкости тела пересыхают.
3. Распадается элемент огня; появляется видение искр.
Элемент огня — это жар в нашем теле. На этом этапе ваши рот и нос полностью высыхают. Тепло тело начинает угасать, обычно по направлению от ног и рук к сердцу. Вы больше не способны есть, пить или переваривать что-либо. Ваш ум то обретает ясность, то замутняется. Вы больше неспособны вспомнить имена людей, даже родственников и друзей; возможно, вы их даже не узнаете. Ваше чувство обоняния ослабевает, а дыхание становится затрудненным: вдохи становятся очень слабыми, а выдохи становятся сильнее и дольше. Вы переживаете внутреннее видение, подобное искрам или светлячкам, танцующим в пространстве.
На стадии клинической смерти мозговая активность отсутствуетполностью останавливается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем (пульса нет). 4. Элемент воздуха растворяется; появляется видение угасающего пламени.
На этом этапе вы больше не можете пошевелить конечностями; ваше тело становится бездвижным. Ваш ум впадает в замешательство, переставая осознавать окружающий мир. Все расплывается. Угасает ощущение контакта с окружающим миром. Исчезают чувства вкуса и осязания. У вас могут возникать видения — пугающие (как результат совершенных при жизни неблагих действий) или прекрасные, радостные (как результат благих действий)… Дыхание становится все более и более затрудненным, а затем полностью прекращается. Ваши последние мысли угасают, и возникает внутреннее видение неяркого красно-синего света или последнего трепыхания пламени свечи, которая вот-вот угаснет.
Сознание чувств и грубые мысли на этом этапе уже исчезли, и в ходе последующих четырех этапов процесса смерти ум достигает все более тонких уровней.
5. Белое видение.
На этом этапе у вас возникает видение очень ясного, пустого неба, подобного осеннему небу, полному яркого белого света полной луны.
6. Красное видение.
Это внутреннее видение, подобное ясному, пустому небу, полному красноватого света медно-красного заката солнца.
7. Черное видение.
Это видение полной темноты, очень темного и пустого пространства. Оно завершается мгновенной и полной потерей сознания.
8. Видение ясного света.
Теперь ум достиг самого тонкого своего уровня — ясного света смерти. Возникающее видение подобно осеннему небу на заре, совершенно чистому, пустому и полному ясного бесцветного света.
Биологическая смерть, которая характеризуется целым рядом так называемых достоверных признаков смерти: трупные пятна, окоченение, снижение температуры тела, высыхание тканей – ранние трупные изменения. Достоверные признаки смерти появляются только через несколько часов после наступления клинической смерти, до их наступления считается, что мониторинг состояния организма нужно продолжать.

 

Можно выделить следующие точки пересечения этих двух описаний процесса смерти:
1) первые стадии предагония и растворение элемента земли (общая ослабление и потеря сил организмом);
2) клиническая смерть и окончание стадии растворения воздуха (отсутствие признаков жизнедеятельности).
Стадии терминальная пауза и агония лишь частично стыкуются между собой, более того, порядок угасания чувств не совпадает: в медицине – сначала обоняние, потом слух, в буддизме – наоборот. Данные нестыковки требуют дополнительных исследований.С точки зрения Ваджраяны, есть особый энергетический центр в области сердца, где находятся очень тонкий белый и красный элементы (санскр. бинду). В процессе умирания белый элемент спускается из головы по центральному каналу и останавливается в сердечном центре. Снизу в сердце поднимается очень тонкий красный элемент, или капля. Когда очень тонкий белый элемент опускается в сердце, человек переживает бледный (белый) свет. После этого красный элемент поднимается в сердце, и пока это происходит, возникает субъективное переживание красноватого сияния. Когда эти два элемента полностью сливаются, как два объединяющихся шара, наступает период черноты, как будто вы полностью теряете сознание. После периода черноты наступает период ясного света смерти [6].Ясный свет смерти — это нечто, что испытывает каждый без исключения, но существует много различий в продолжительности этого переживания. Для некоторых людей он может длиться всего несколько секунд, для других — несколько минут, для третьих — несколько дней или даже недель. Пока продолжается переживание ясного света смерти, связь между очень тонкой энергией-умом и грубым физическим телом еще не прервана. Идет процесс отделения, но эта связь пока окончательно не разорвана. В тот самый момент, когда произошло отделение, тело начинает разлагаться, и мы говорим, что смерть наступила. Внешний признак, по которому можно с полной уверенностью определить, что смерть наступила, это выход этих красного и белого элементов через ноздри. Они наблюдаются как красный и белый следы, которые могут также выходить из половых органов. Это характерно как для мужчин, так и для женщин [6].Более подробные объяснения можно найти в нескольких книгах, например, в «Тибетской книге мертвых» в переводе Роберта Турмана [3].

Важно отметить коренное отличие в отношении к смерти для западной медицины и для буддизма. Пит Энгель (профессор неврологии и нейробиологии Медицинской школы Калифорнийского университета Лос-Анджелеса): «Взгляд западной медицины на смерть напоминает выключение света: это конец» [6]. Для буддистов, смерть — это подготовка к перевоплощению в новом физическом теле, жизнь сознания не завершается, а только меняет форму.

Заключение.
Обобщение большого объема индивидуальных наблюдений многих практиков позволил ученым-буддистам выделить общее среди субъективных описаний. На основе богатого опыта и буддистких представлений была построена некоторая теория явления.

Одной из проблем текущего века современная наука заявляет феномен разума и сознания. И исследования находится сегодня еще только на подходе к решению этой проблемы, фактически на стадии принятия разнообразия опытных фактов. Нельзя исключить, что преобладающее сегодня отношение современной медицины к феномену смерти и является существенным препятствием к научному продвижению в познании феноменов сознания, жизни и смерти.

И если это действительно и есть «камень преткновения», то неизбежной будет смена текущей парадигмы в отношении к явлениям очевидной смерти и действительной жизни сознания. Как бы то ни было, несмотря на все достижения современной науки, феномены жизни и смерти остаются неразгаданными и требуют дальнейших научных исследований.

 
Над материалом работали: Бунтин Дмитрий, Ким Владимир, Макаров Александр, Микерин Сергей.

Литература:
1. Тукдам – медитация после смерти. Часть 1: случаи из жизни // https://sci-facets.ru/science-articles/20/tukdam-meditatsiya-posle-smerti-chast-1-sluchai-iz-zhizni
2. Тукдам – медитация после смерти. Часть 2: современные представления медицины о процессе смерти // https://sci-facets.ru/science-articles/21/chast-2-sovremennye-predstavleniya-meditsiny-o-protsesse-smerti
3. Сангье Кхадро. Как подготовиться к смерти и помочь умирающим (часть 2). ЗНАКОМСТВО СО СТАДИЯМИ УМИРАНИЯ. // http://savetibet.ru/2010/07/27/death.html
4. Барри Керзин: «Быть сострадательным полезно для здоровья». // https://www.tuva.asia/news/society/5494-kerzin.html
5. Медитация на восьми этапах процесса смерти. // http://fpmt.ru/eight_stages_meditation/
6. Буддийское определение смерти из книги Далай-ламы “Сон, сновидения и смерть” // http://ezoputi.ru/knigi/buddiyskoe-opredelenie-smerti
7. Агония // Сайт «Медицинский гид» http://www.medicalbrain.ru/infekcionnye-bolezni/agoniya.html

Комментарии 1

Добавить комментарий для Александр Макаров Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *